Бо́инг 747, выпускаемый американской компанией Boeing, часто именуемый «Джамбо Джет» (англ. Jumbo Jet), или просто «747», — первый в мире широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года.
На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжёлым и
вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 35
лет, до появления A380, первый полёт которого состоялся в 2005 году.
Boeing 747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба
значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный «горб»
верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых
самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской
авиации.
Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из
которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди
747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза.
До 30 июня 2008 года было заказано в общей сложности 1523 и поставлено 1405 гражданских модификаций Boeing 747.
Аэродинамическая схема
- Четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
История
Разработка
Идея разработки Боинга 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 60-х. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США,
уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. До этого
корпорация «Боинг» уже занималась разработкой крупного транспортного
самолёта для армии США, однако тогда корпорация проиграла проекту
компании Локхид — C-5 «Гэлэкси». Тем не менее, наиболее преданный «Боингу» покупатель — авиакомпания Pan American — выработала требования к гигантскому пассажирскому самолёту, который должен был быть больше «707-го» в два раза. В 1966 году
корпорация представила конфигурацию нового самолёта, получившего
обозначение «747». Изначальный проект представлял собой полностью
двухпалубный самолёт, однако с такой конфигурацией возникали некоторые
трудности, и от схемы отказались в пользу «горба». Из первой серии из
100 самолётов, Pan Am заказала 25.
В то время считалось, что такие гиганты вскоре будут вытеснены
сверхзвуковыми самолётами. Поэтому 747-й изначально разрабатывался как
грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное
переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на
верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность
преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель. Предполагалось, что
рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако,
несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен 1000-й самолёт. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж 747-го начал падать.
Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями: завод
Боинга не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты.
Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод, который и стал домом для нового семейства самолётов.
Компания Пратт & Уитни разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности — JT9D,
который первоначально использовался исключительно на 747-м. В целях
повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на 747-м были
установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах стандартной длины.
На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности Boeing
разработал необычное учебное устройство, известное как «Фургон
Уодделла» (названное так в честь лётчика — испытателя 747-го, Джека
Уодделла), которое состояло из макета кабины, установленного на крыше
грузовика. Тренажёр был предназначен для того, чтобы обучить лётчиков
управлять самолётом на рулении с такого высокого положения кабины.
Boeing дал обещание Pan Am доставить первый самолёт к 1970 году —
то есть необходимо было разработать, построить, испытать и
сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. Работа шла очень быстро,
однако колоссальные затраты корпорации на постройку нового завода и
разработку самолёта поставили Boeing на грань банкротства. Тем не менее, колоссальная прибыль от реализации 747-го окупила все затраты корпорации.
Эксплуатация
Изначально крупные авиакомпании относились к новому самолёту несколько скептически. В это же время корпорации «МакДоннелл-Дуглас» (позже поглощенная «Боингом») и «Локхид»
разрабатывали трёхмоторные широкофюзеляжные самолёты гораздо меньших
размеров по сравнению с 747-м. Многие авиакомпании считали, что 747-й
не оправдает себя на дальнемагистральных маршрутах и будет не так
экономичен, как трёхмоторные McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar.
Кроме того, вызывал сомнения тот факт, что из-за своих размеров 747-й
может не соответствовать инфраструктурам аэропортов. В настоящее время
с подобными проблемами сталкивается А380.
Беспокойство авиаперевозчиков вызвал высокий (по сравнению с
трёхмоторными самолётами) расход топлива. Многие авиакомпании сразу же
объявили о своём нежелании приобретать Боинг-747 из-за угрозы резкого
увеличения цен на билеты.
Беспокойства авиаперевозчиков оправдались. Топливный кризис 1970-х
годов вызвал стремительный рост цен на нефть и сокращение объёмов
авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с проблемой нерентабельности
«Боинга-747»: из-за высоких цен на билеты самолёты летали полупустыми.
Авиакомпания American Airlines
устанавливала вместо кресел пианино и барные стойки с целью привлечения
пассажиров, но и этих мер оказалось недостаточно. В дальнейшем компания
переоборудовала все самолёты в грузовые, затем продала. Через некоторое
время Continental Airlines поступила со своими самолётами так же. Новые McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar, а позже Airbus A300 и Boeing 767
захватили большую часть рынка широкофюзеляжных самолётов. Многие
авиаперевозчики с выходом новых самолётов почти сразу отказались от
747-го в их пользу. Среди них: Air Canada, Aer Lingus, SAS, TAP Portugal и Olympic Airways.
Многие авиакомпании продолжают использовать «Боинг-747» на особо загруженных маршрутах. В Азии 747-й часто используется на средних и даже ближних маршрутах, особенно в Японии.
747-й всё так же используют на самых протяжённых трансконтинентальных
линиях. Самый большой флот 747-х принадлежит японской национальной
авиакомпании Japan Airlines — 73 самолёта. British Airways обладает крупнейшим флотом модификации 747—400: 57 самолётов.
Самолёты «Боинг-747» эксплуатируются и в России. Авиакомпания Трансаэро
имеет одиннадцать лайнеров (шесть B747-200, три B747-300 и два
B747-400), авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в группу компаний
Волга-Днепр, имеет семь машин в грузовом варианте (три самолёта Boeing
747-200F, один B747-300F и три 747—400 ERF) .
Будущее 747-го
После создания модификации 747—400 рассматривалось множество
вариантов усовершенствования самолёта, однако утверждён был лишь проект
747-8 2005 года.
Программа 747-X была запущена в ответ на европейскую программу корпорации Airbus A3XX. Этот проект подразумевал создание самолётов Boeing 747-500X и Boeing 747-600X вместимостью до 800 пассажиров. Корпорации General Electric и Пратт & Уитни создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200
специально для увеличенного 747-го. Однако большинство авиаперевозчиков
предпочли разработку принципиально нового самолёта модернизации
старого, и после нескольких месяцев проект был закрыт.
После официального старта программы А380 в 2000 году
«Боинг» вновь было взялся за 747-Х, но позже отказался от него в пользу
проекта «Sonic Cruiser» — проект субзвукового пассажирского самолёта.
Потом проект законсервировали и принялись за разработку Боинга 787 (изначально 7Е7). Впрочем некоторые идеи, разработанные в ходе проекта 747-Х, нашли применение в самолёте Boeing 747-400ER.
В начале 2004 года Boeing
опубликовал планы создания самолёта 747 «Advanced». Этот самолёт
представляет собой удлинённый Boeing 747—400. На новом самолёте
планируется использовать совершенно новую авионику — схожую с авионикой Боинга 787. 14 ноября 2005 года «Боинг» заявил о начале проекта, и самолёту было присвоено обозначение Boeing 747-8.
Последний пассажирский B-747 был поставлен заказчику (тайваньской
авиакомпании) в апреле 2005 года, с тех пор из ангаров Boeing
выкатывались только грузовые «Джамбо джеты». В настоящее время (июль
2008 года) число заказов B-747 невелико и касается почти исключительно
грузовых версий самолёта.
Модификации
747—100
Boeing 747—100 был первой моделью из серии 747 и вскоре после своего появления получил прозвище Jumbo. Всего в разных подвариантах было построено 250 самолётов этой модификации,[2] из них 167 самолётов представляли собой базовый вариант 747—100, 45 — SP, 29 — SR and 9 — 100B[3]. Последний Boeing 747—100 принадлежал к модификации −100SR, был построен для Japan Airlines и был поставлен в сентябре 1986 года.
Основной вариант 747—100. Первый Boeing 747 под официальным обозначением Boeing 747—100 был построен 2 сентября 1968 года. Первый полёт состоялся 9 февраля 1969 года. 1 января 1970 года принадлежавшим Pan American World Airways самолётом был выполнен первый коммерческий рейс. Первой европейской авиакомпанией, которая приобрела Boeing 747—100, была Lufthansa,
которая получила в общей сложности три самолёта этой модели. Базовый
вариант имел дальность полёта 7200 km. На самых первых самолётах на
верхней палубе располагалось помещение для отдыха с тремя
иллюминаторами. Несколько позже, когда авиакомпании стали использовать
верхнюю палубу для пассажиров 1-го и бизнес-класса, палуба была
окончательно переоборудована в пассажирский салон, рассчитанный на 60
пассажиров. Последний экземпляр базового варианта Boeing 747—100 был
поставлен авиакомпании Pan American World Airways 2 июля 1976 года. Некоторые самолёты серии 747—100 были переоборудованы в грузовые 747-100(SF).
Boeing 747SR (англ. Short Range —
малая дальность). SR-версия Boeing 747—100 является самолётом для
авиалиний малой протяжённости. Boeing 747SR был разработан как
ближнемагистральная модификация 747—100. У этого самолёта меньший запас
топлива, зато пассажировместимость достигла 500 человек, а позже — 550.
У 747SR, кроме того, усовершенствована конструкция фюзеляжа. Позже,
модификации SR появилась и у Боинга 747—300. Боинги 747SR используются
в основном только на внутренних японских линиях. Несколько самолётов
Boeing 747-100SR были доставлены Japan Airlines с удлинённой верхней палубой. Позже эта модификация получила наименование 747SUD (stretched upper deck). Один из самолётов, некогда летавших в Japan Airlines, сегодня используется NASA в качестве носителя спейс шаттла.
Модификация Boeing 747SP (англ. Special Perfomance) была разработана в 1976 году.
Этот самолёт был создан для того, чтобы составить серьёзную конкуренцию
ДС-10 и Л-1011. Дело в том, из-за своих размеров Боинг был часто
нерентабелен на маршрутах средней загруженности, и проигрывал на них
Дугласам и Локхидам. Разработка Боинга 737 и 747 отнимала у компании
слишком много денег, поэтому у компании не было возможности создать
принципиально новый самолёт. Вместо этого у Боинга 747 был укорочен
фюзеляж и была проведена некоторая оптимизация параметров самолёта
специально для маршрутов небольшой загруженности.
Помимо укороченного фюзеляжа, у 747SP увеличена площадь поверхности
киля и закрылков. 747SP брал на борт до 220 пассажиров. Максимальная
дальность полёта составляла 10 500 км на крейсерской скорости 980 км/ч.
До появления Airbus A340
747SP обладал наибольшей дальностью полёта среди пассажирских самолётов
и пользовался популярностью у компаний, занимавшихся трансокеанскими
перевозками — American Airlines, Qantas и Pan American. Несмотря на
свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как
надеялся производитель. Было построено всего 45 самолётов этой
модификации. Большинство из них по-прежнему эксплуатируются в основном
в странах Ближнего Востока. Один самолёт был построен специально под летающую астрономическую лабораторию — SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). На нём расположен телескоп диаметром 2,5 метра.
Boeing 747—100В отличался от своих предшественников усовершенствованной системой управления и шасси. Первым заказчиком Boeing 747—100В стала авиакомпания Iran Air, получившая первый экземпляр 2 августа 1979 года. Остальные восемь экземпляров были проданы Saudi Arabian Airlines.
Представленный в 1971 году и позже совершенствовавшийся Boeing 747—200
имел более мощные двигатели и увеличенную взлётную массу, что позволяло
увеличить дальность полёта. Первые 747—200 на верхней палубе имели 3
иллюминатора, но позже Боинг окончательно отказался от такой схемы и
новые самолёты строил с десятииллюминаторной палубой. У последней
модификации, 747-200В, выпускаемой с 80-х, дальность полета доведена до 10 800 км. На основе планера Боинга 747—200 были построены модификации для ВВС США : 3 ВКП E-4A и 1 E-4B и 2 самолёта VC-25A для перевозки президентов США. (см ниже.)
Boeing 747—200С и 747-200F были разработаны для
перевозки грузов. 747-200F — исключительно грузовой самолёт, тогда как
747—200С — способен перевозить либо груз, либо пассажиров. Модификация 747-200М
«Combi» может перевозить и то, и другое одновременно. Как и 747—100,
много пассажирских самолётов 747—200 были позже переоборудованы в
грузовые.
Boeing 747—200В — усовершенствованная версия 747—200 с более мощными двигателями и большим запасом топлива.
747—300
Boeing 747—300 изначально задумывался как трёхмоторная версия
Боинга 747SP, однако от этого плана быстро отказались из-за малого
спроса на такую модель на рынке.
Обозначение 747—300 было присвоено новому самолёту, появившемуся в 1980 году.
На этом самолёте была значительно увеличена верхняя палуба, что
увеличило пассажировместимость. На основе 747—300 были созданы варианты
747-300М (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Отличительной особенностью нового самолёта стала прямая лестница,
соединяющая верхнюю и нижнюю палубы. На более ранних самолётах
устанавливалась спиральная. Максимальная дальность полёта составила
12 400 км.
Среди авиакомпаний, эксплуатирующих значительное количество самолётов Boeing 747—300 Japan Airlines, Air India, Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines (PIA), Qantas, и Thai Airways.
747—400
Boeing 747—400 является самой новой и самой популярной
моделью из серии и производится до сих пор. У этого самолёта добавлены
вертикальные законцовки на крылья (винглеты).
Кабина экипажа была усовершенствована новой авионикой, в связи с чем
отпадала необходимость в бортинженере. Были установлены дополнительные
хвостовые топливные баки, усовершенствованные двигатели. Кроме того,
самолёт отличает повышенная степень комфортности. В эксплуатацию
747—400 поступил в 1989 году в компании Northwest Airlines.
Boeing 747—400 на 25 % экономичнее 747—100 и в два раза тише. Разработаны варианты 747-400М (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые). Специально разработанный для внутренних линий Японии самолёт 747-400D — мировой рекордсмен по пассажировместимости: до 594 человек.
Модификация 747-400ER — самолёт с увеличенной дальностью полёта.
Специальный грузовой вариант
В октябре 2003 года Boeing объявил, что ввиду высокой стоимости морских перевозок транспортировка деталей Boeing 787
к месту окончательной сборки будет осуществляться по воздуху. Для этих
целей планируется преобразовать Boeing 747—400 в грузовой самолёт с
«открывающимся» фюзеляжем по типу Airbus Beluga для перевозки отдельных частей крыльев и фюзеляжа. Модернизацию планируется провести на Тайване. Boeing уже выкупил два самолёта авиакомпании China Airlines. Самолет получил название «Dreamlifter»
Благодаря Boeing 747LCF (Large Cargo Freighter) доставить в США крылья для 787-го, производимые в Японии, можно будет всего за 1 день, а не за месяц.
Силовые установки
- Boeing 747—100
- Boeing 747—200/300
- 4 Пратт & Уитни JT9D-7R4G2
- 4 Rolls-Royce RB211-524D4
- 4 General Electric CF6-50E2
- Boeing 747—400
- 4 Пратт & Уитни PW4062
- 4 Rolls-Royce RB211-524H
- 4 General Electric CF6-80C2B5F
- Boeing 747-800
Военные модификации и самолёты глав государств
Boeing 747 Shuttle Carrier Aircraft
- VC-25A —
самолёты для перевозки президента США. Два VC-25A были построены в
конце 1980 годов на основе планера Boeing 747—200. Носят специальную
окраску. В службе управления воздушным движением им выдается код Air Force One —
тому самолёту, на борту которого находится президент. В настоящее время
используются президентами США для внутренних и зарубежных поездок.
(Подробности см в статье VC-25A.)
- E-4B Nightwatch
известные как NEACP (National Emergency Airborne Command Post),
произносится как «Kneecap», а с 1994 получившие второе название NAOC
(National Airborne Operations Center)- воздушные командные пункты (ВКП)
для президента США, министра обороны США, других членов высшего
руководства на случай начала ядерной войны и разрушения наземных
структур управления. Разговорное название у них в США — «doomsday
planes» (самолёты Судного дня). Первые 3 E-4A построены на основе
планера Boeing 747—200 на заводе Boeing в 1974—1978. В 1979 году был
построен модернизированный E-4B, и в 1980 году все три E-4A были
модернизированы и стали называться E-4B.В настоящее время находятся на
дежурстве на базах. (Подробности см в статье E-4.)
Высокая грузоподъёмность и большие внутренние объёмы сделали 747й
постоянным участником различных программ ПРО. В самых последних планах
он должен нести химический лазер для поражения баллистических ракет на
участке разгона.
Кроме того, самолёт используется для перево
|